?

Log in

No account? Create an account
Семен
Утро началось неожиданно... Вечер удался... Первое решение? День будет трезвым!



Именно эти нарты, настоящие северные нарты натолкнули на мысль, что не подняться нам по Среднему Сакукану в Мраморное ущелье. Обсудили. Итак, что имеем? Из бойцов на ходу только Упорный. Пепелац молодец, но все-таки не трофи-болид. Путник это тяжеленный сафарь и водитель, которого в трофях особо не было, а получает опыт путешественника. Эска на ходу, но надежды не вселяет. Серега дальнобой и тянуть в горы его красавца 105-го тупо жалко. Макс вообще не вариант. Ну и Странник с вареным переваренным остовом ЛуАЗа тоже навевал грусть. Казах на паркетнике и Андрей Давыдов, который в Чаре... Подумали, померковали... Решение: выходим на ранее запланированные маршруты средней тяжести и начинаем с Апсата. Для этого нужно снова попасть в Новую Чару, но уже тем путем, которым прошли десятки колес. Размесили однако.
Пообедали и в путь.
Начали лихо. С разведками, хорошими альтернативными объездами. Мне сразу понравилось как идет Додж под управлением Макса. Умеет ехать. Благодаря Упорному его машина на ходу и имеет привод на 3 колеса! Круто.
Первыми подсели мы. Наш экипаж на этот отрезок пути: 105: Сергей, Мозг и я на запаске.



Жара, пауты, пот, шаклы, корозащиты, удлинители, стропы, лебедка. Все как и положено.



Наши конечно прут в объезд, чем и мы далее будем пользоваться и кидать трос лебедки и подставляя фаркоп застрявшим. Но крузак это пушинка по сравнению с доджиком!





Самое прикольное это то, Что Дима Казах ехал! И как ехал?!
Доехали до русла и решили резвиться и мыть машинки на ходу









Красотищщщаааа!!!



Уже через полчаса мы стали командой. Коллективом где каждый уже знал свою роль, перестал умирать с похмелья и делал то, что нужно. Мы вместе!





А дальше снова были болота, направления, объезды и работа











И вот мы на твердом грунте. Время хватает еще и на восхождение на Апсат. По пути утомленные могут отдохнуть, а поломатые выявить неистравности.



Новая Чара. Передышка на 20-30 минут.



Тогда мы еще не знали, что с пешим фестивалем наши маршруты уже не пересекуться и вчерашние прощания были настоящими. Впереди Апсат.
 
 
Семен
Итак, потрясенные останками Борского лагерного района, двигаем дальше к Сакукану. Туда к пешему броду, через который к нашему лагерю у оз. Таежное вышел весь состав пешего турфестиваля, а сейчас там же у брода проходили соревнования ну скажем так по прикладным спортивно-туристическим дисциплинам. Наша же роль сводилась к развлечению ребят какими-нибудь покатухами.
Ехали вальяжно по сухому старому лагерному тракту.







доехали, свалились с песочного ну или песчаного обрыва вниз на плёс и стали подождать пока детишки все пройдут через жернова соревнований



ну машины съехали колесами, а кто и так



когда съехали вниз, то вылезло солнышко



Пете Пепелацу чего то захотелось пить. Ну или Мозг спарился и возжелал воды. Короче, прадик уверенно въехал в русло



воды то набрали, но вот сразу выехать не получилось, т.к. гениальный Петя на суше еще выключил передок, засадил задний мост, потом включил передний и нажал на газ. В результате посадка в русле



и началось развлечение



пока мы веселились Серега (Хабаровск) балдел по своему



но ключевой фишкой этого вечера стал доезд двух байкеров-эндуристов-туристов до фестиваля из Тынды!!! Приехали они на брод безошибочно, т.к. много раз ходили они этими тропами пешком в шпанячем возрасте.







Отличный вечер начинался нашими барахтаньями в песке (не особо интересными), а продолжился в лагере всеобщим кинофестивалем на нашем проекторе. Вот это было здорово.
Но о соревнованиях ребят-туристов и мини-кино-фестивале интересно было бы посмотреть в фильме о фестивале, который скоро выйдет на России 1.
 
 
 
Семен
Понедельник продолжался.
Мы приняли приглашение и отправились к месту соревнований в район "нижнего брода" через Верхний Сакукан.
И сам наш палаточный лагерь и дорога к броду стояли на территории заросшего тайгой пересыльного лагеря Синельга системы Борских исправительных лагерей ГУЛАГа. И Синельга и Мраморный ключ и еще восемь лагерей составляли собой мощную группировку Борских лагерей, которую в феврале (!!!) 1949 года развернули в Кодаре по распоряжению Берии для организации добычи урана. Но когда поняли, что урана в Мраморном ущелье не много, то в 1951 году лагеря эти были расформированы. Но следы тяжелейшей жизни узников и конвоя еще хранятся тайгой.

Землянка - основной вид жилья. Непременный атрибут которых был нары, буржуйка и если повезет окошечко. Землянки в предгорьях практически все разрушены. Многие сожжены. Или людьми или давними пожарами.




В изобилии колючки. Ржавой. Спутанной и на столбах. В мотках и разбросанной по травам и кустаникам, которые точно уж выросли многим позже




Если вдуматься, что здесь было и как, то становится грустно




Вот пара фото из мая... Тогда почти в одиночестве было как-то по лагерному радостно весне в этом суровом ГУЛАГовском месте...






Рядом с бродом по видимому стояла мастерская. Там горы металлической стружки и проволок, которые временем и природой превращены в муравейники




Студебеккер и ГАЗ 67Б валяются с тех же времен и прехали сюда наверняка лагерным зимником Могоча - Тупик - Чара...







И следов таких на этой земле еще много... Это заставляет задуматься о прошлом и о будущем



И вот о будущем... Мы шли смотреть как дети преодолевают спуски и подъемы. веревочные переправы, другие препятствия. Мы шли к броду.
продолжение этого понедельника далее...
 
 
Семен
К обеду погода прояснила. Стало приятнее, настроение улучшилось. Я пришлепал в лагерь. Там уже пахло вкуснятинами разными. Понял, что так давно не видел своих старых и новых друзей в обстановке похода.




намечался обед




потом, после обеда конечно же чаек




После обеда, когда настроение выровнялось практически полностью в лагерь вкатился Додж. Сам!!! Под управлением Макса и в сопровождении Упорного и Пепелаца.




Сам!!! Удивительно, но Макс наверное такого не ожидал! Да и остальные тоже. Дело в том, что у Доджа накануне отломилась нижняя левая шаровая опора с неразрезного моста-балки. Отломилась, потянула за собой разрушение верхней шаровой, привода и остального барахла. И что вы думаете себе? Олег Михалыч и Андрей из экипажа Упорный практически на коленке при помощи сварки Макса, электродов Андрея Давыдова, своим умениям, железкам и одной матери поставили Доджа на ход. Изготовили из обломков и некоторых приспооб шаровые, вытащили поврежденную крестовину и привод и сделали огромный пикап подвижным.
Попутно наши забайкальские Кулибины были вынуждены изготовить приспособу, позволяющую откручивать гайки-секретки с колес Доджа, а их на каждом колесе у Максима аж по 8 штук! просто специальную головку он потерял. Потерял, но нашел! И именно в тот момент, когда колесо уже было снова установлено на ступицу. Закон подлости!

появление в лагере Доджа стало переломным моментом в настроении всех!




И тут мы приглашение получили. Посмотреть и поучаствовать в соревнованиях туристов на полосе препятствий. Приглашение есть - значит вперед!
продолжение понедельника далее ...
 
 
 
Семен
Понедельник был понедельником потерянных в календарях...Для тех кто не знал какой день недели на улице. Не знали почти все. Все кроме эстонцев. Вчера после открытия мы отметили месяц, как их команда в пути. 4 июня они выехали из Таллинна. Проехали Россию. Её Алтай, Монголию, пустыню Гоби, снова РФ, Прибайкалье, БАМ.



БАМовские направления, бездорожье




И ребятам пора уже было домой, тем более, что они еще собирались пройти на Усть-Баргузин через 110 км БАМа. А для этого нужен был характер и настрой




Утром они собрались и выдвинулись в сторону БАМа. На болотах у брода через Верхний Сакукан встретили Петю Дементьева, который с Упорным ехали к месту поломки Доджа Макса с целью определить масштаб трагедии так сказать. Эстонцы лихо преодолевали засады и на одной из них сломали ШРУС в одном из Птрулей на что заявили:
А на-ам поооохуй! На-ам Нра-ави-ца!
Прикольная команда.

Я же тем утром с проводником Палычем и Серегой хабаровчанином двинули за карасями на Карасёво озеро...

В лагере же наступила грусть. Всегда грустно, когда кто-то уезжает. Грустно было и от погоды. Было пасмурно и иногда шел мерзкий дождик.
Но грустно было лишь до обеда...
Продолжение понедельника далее...
 
 
 
Семен



 Официальное открытие двенадцатого туристического фестиваля прошло интересно. Были и поздравительные речи и выступления творческих коллективов, напутствия властей и приветствия от спонсоров.
 Основной идейный вдохновитель фестивалей из года в год Простакишин Андрей Викторович. Интересный, живой, колоритный персонаж. Спокойно относится к любым сложностям и имеет силу в себе решать их. Закалка однако. 



да да. Это он, а за ним висит флаг партии в которой он состоит. И знаете что? Утром перед действом я этот флаг собственноручно туда прибил. Вот так! 
 
Но помощь партий это хорошо, а настоящие спонсоры это всегда лучше
 
 
 
но не просто спонсора нашли и типа заставили или выпросили, но спонсор молодец! Умеет говорить, работать, но главное не пасует перед трудностями.
 
внедорожниками занимался я и мне было реально не по себе! Просто из внедорожников были только кислые чарцы, скромняга Казах и эстонцы 
 
 
 
я продолжал названивать читинцам, которые ехали за амурчанами вроде и точно с Хабаровском. Но их не было на связи. Большая группа, организаторы, сувениры и сувенирная атрибутика внедорожного фестиваля...
 
Когда пришла очередь говорить пламенные речи мне, то стало совсем тоскливо. Но надо! Речь конечно толканул, мол всем спасибо, но реально тяжело сюда доехать. Типа ждемс.
 
 
Ну мол приедут, а пока любуйтесь теми кто здесь уже
 
 
потом было шествие по поселку. Напоминало конечно крестный ход, но было весело и как то по свойски
 
 
потом мы долго, но интересно ехали в лагерь, а потом приехали и остальные и вот уже после песков и пешей пустынной экспедиции, когда все устаканились и даже почти приехали московские друзья Ира и Макс (почти потому как поломали машину за 1,5 км от лагеря и были доставлены Пепелацем в стан) мы и провели открытие. Костровое. Взаправдышное. Мы представили публике каждого! Каждую команду, экипаж, человека



вечер медленно перерастал в ночь



и костер освещал лица 

 
Все слушали, аплодировали героям и их рассказам, каждый получил какие-то ништяки, а мы с Мозгом
после представления джиперов передали слово костровому - Андрею Простакишину, а он открыл все фестивали и самодеятельный концерт ребят...

 
 но солнце ушло... Хоть темной ночи и не случилось из-за уже северных широт, снимать уже было не реально, да и стаканчик очень органично заменял камеру операторов. 
 
Максим открыл Абрау Дюрсо красное, потом открывали и открывали и уже у своего костра и палаточного городка.
Максима с Ирой отвозить к их машине не стали. Собрали спальники и я любезно заставил их переночевать у нас с Мозгом в палатке. 
Так прошел второй день фестивалей
 
 
 
 
 
Семен
 Заезд в лагерь и расквартирование восточной группы затянулось до 5 утра, но подъем это никак не остановило. 10-00 труба, сирена, рев дежурного... Подъем, гигиена, приготовление завтрака и его поедание, сбор пешего маршрута через пески к озеру Аленка. 

- Сколько идти?
- Километров пять... Где-то
- А по времени?
- Да тут рядышком, пара часов ходу!
- А на машинах?
- А на машинах нельзя т к это памятник природы и тп экологическая фигня. Понимать должен!
- Ладно, когда выход?
- в 12-00 местного, обувь для ходьбы, рукава подлиннее, кепка или панама, перекус взять и воды...
- Хорошо.

Выяснилось, что для выхода в пески нужно сначала перебродить болото. Конечно же мы с Виталей не снимали берцы и это была ошибка номер ДВА. Перебрели, встретились с руководителем ХII туристического фестиваля Андреем Простакишиным и пошли. Пошли к красивейшим барханам настоящей пустыни.



 Андрей ясно дело не в первый раз и поэтому серьезен, а мы и все остальные первоходки веселы и настроены легко и насмешливо над этой северной маленькой пустыней



К барханам путь был недлинным и интересным. Поскорее хотелось окунуться в мир пустыни, встретить гекона или варана, но верблюдом милая тетя из состава туристов назвала Виталю Мозга т к он шел, легко и непринужденно обгоняя всех, шагая своими длинными ногами по вязкому песку
 
  
 
Первый на пути бархан это праздник эмоций! Это то зачем ехали тысячи километров... Это маленькая победа! 
 
 
А победы нужно отмечать. Хотя бы и снимками на память
 
 
Первая более или менее общая фотография читинцев случилась именно на нашем первом бархане
 
 
Слева направо:
Наташа Коновалова (Сима), Серега Марценович, сзади Дима Казах, в оранжевой майке Петя Дементьев (Пепелац), лежит Олег Михалыч он же Упорный, мальчуган Владимир Владимирович с мамой Ольгой из Сретенского клуба Странник, мы с Мозгом, пеший турист стоя, Андрей Номоконов из Кокуя и Андрей Простакишин с отпрыском.
 
 
увидели, сфотографировались, попозировали и вернуться бы, но пошли дальше и совершили ошибку номер ТРИ, а именно не берегли силы и балдели
 

Но прошел час, другой и все поменялось. Нет пустыня та же красота и пекло 
 

 
но если и дул ветерок, то жаркий и сухой. Он переметал песчинки, он сушил рот и сыпал в глаза. Тактика "если устал идти, то беги" провалилась сразу в вязкий сухой песок. Бежать не вариант. Старался соответствовать темпу верблюда- Мозга, но это трудно. Пекло. Мысли про бедуинов и миражи, привалы все чаще.
проводник Палыч показал нам рукой в направлении источника и мы пошли вперед.
Действительно нашли источник

из этого природного источника вытекает целая речушка в которой мы поплескалиьс, умылись и потопали дальше. Палыч в очередной раз взмахом руки отправил нас - авангард в стороны еще желанного озера. И снова бархан за барханом, переход за переходом... К исходу четвертого часа пути Мозг, Упорный, я и оператор ЧГТРК (с камерой!) вышли к озеру! 
- Это озеро?
- Наверное...
- Озеро Аленушка?
- Ну вроде да...


 
Я чуть не сдох пока дошел. Тепловой удар! Достаточно жесткий. Залезли в воду... Благодать была не долгой т к вода в озерце не просто холодная, а студеная и в воде тебя реально объедают рыбки. Все, что торчит над водом мгновенно облепляют слепни и пауты... 
Но самое интересное в том, что мы не уверены в том, что это то самое озеро. Проводника Палыча и остальных участников пустынного перехода тупо нет. И это реально волновало все сильнее и сильнее.
 
Палыч и группа пришли позже. Почти на час. Выяснилось, что он банально заблудился в барханах... Моисей наш )))
Покупались, почаевничали и осознали, что теперь снова идти в лагерь! Обратно пошли с эстонцами и совершили ошибку номер ЧЕТЫРЕ - выпили пива, что бы освободить тару под воду с источника. пивко сразу повлияло на ослабленные организмы... 
 
Обратно шли веселее и легче т к уже двигались не по взмахам Палыча, а интуитивно по прямой на лагерь, обходя стены песчаных дюн. Ветер дул в спину и иногда приносил капельки дождя который полевал Средний Сакукан и его ледники...
 
Встретили в пустыне ледник. Оазис - ледник
 
 
И хоть обратно идти было легче и эстонские девушки что-то пытались петь и смеялись, это все равно был путь в пустыне
 
 
Пришли в лагерь мы в десятом часу вечера. Изможденные, но довольные своей маленькой победой над пустыней и над собой. Пришли и поняли ошибку номер ОДИН!!! Нужно было сфотографироваться на барханах, вернуться и спокойно приехать к озеру по вездеходной наезженной дороге. Это просто и никак не влияет на экологию, т к дорога существует уже десятки лет... 

 
 
 
Семен
 Чарский мост и так в откровенно отвратительном состоянии, так он накануне горел и был подвергнут весьма поверхностному ремонту... Страшновато лишь новичкам, а так нормально. Дима умудрился повиснуть по диагонали, но быстро выехал благодаря опытным товарищам.




Вообще этот жаркий день был интересным, а для Казаха еще и обучающим



потом был лес и подсадка в безопасном простом месте. Толкнули, подтянули, объяснили







лесная дорога не сложная, но вот в редколесье подболоченная и поэтому местными жителями летом не эксплуатируется

 
главное было не спешить и активно подбирать траектории объездов. Тогда становилось даже скучновато
 
 
Мы перли! Давыдов с автором этих снимков Сергеем Козловым впереди, эстонцы, чарцы... Казах учился, но до брода почти везде был пристегнут к прибалтийскому Патролу Райта или УАЗу Андрея Давыдова
 
 
Вообще это старый лагерная доБАМовская дорога. Местами это насыпи и отпыпи, кое где гати, а кое где старинные заболоченные колеи. Борские исправительные лагеря ГУЛАГа...
 
 
все работали сообща в т ч по разведке объездов, вытягиванию застрявших и спасению притонувших
 
 
 
были и открытые участки и большие поляны, на которых тяжеленные экспедиционники главное было не сажать! 
 
 
и вот полуфинал! Верхний брод через Верхний Сакукан. Чистейшая вода и море эмоций!
 
 
На броде был мокрый привал... Купались немного в студеной воде на фоне гор Центрального Кодара
 
 
Первые ждали приотставших
 
 
И вот еще через пару часов бродов, болот и лесных дорог 
 
 
мы достигли места базового лагеря у оз.Таежное
 
 
Но это было лишь пол дела, так как на связь вышли опаздуны: читинцы, сретенцы, экипажи из Хабаровска и Кокуя... И мы с Андреем Давыдовым поехали на встречу за новой колоной :) 
 
 
 

 
 
 
 
Семен

 Как уже писал раньше, на официальное открытие фестиваля у музея успели лишь эстонцы (оранжевые майки) и Дима "Казах". Конечно же были и чарские внедорожники с клуба "Кодар"; просто сочувствующие.
Фотографии речей и концерта выложу отдельным постом, но вот после объявления начала марша



провели небольшое совещание по маршруту движения и договорились о приеме на борт вандалозащищенных камер и вандаловлагопылеНЕзащищенных опреаторов Russia Today




померили, как водится локтями по карте



Потом пришел поп и обрызгал все машины и камеры, и мы все вместе пеший туристический фестиваль и внедорожники отправились медленно, дружно и весело от музея маршем-шествием до вокзала Новой Чары





на вокзале мы временно расстались с пешими.
Внедорожники поехали по дороге вдоль БАМа на запад по мелким бродикам и мосту через реку Чара


 
 
 
Семен
Так уж случилось, что в конце 2009 года мне доверили организацию и проведение V Всероссийского Внедорожного фестиваля... Я собрал большую и классную команду из клубов Восточной Сибири. Отличные парни и девчонки клубов "Диверсант", "Протектор", "Номад" и "Таежник". Фестиваль решили проводить на Байкале около Усть-Баргузина. Ну и название фестиваля стало "Байкал 2010". провели его круто и классно. Об этом можно погуглить самостоятельно...
И вот когда мы сделали настолько классный и правильный фест мы поняли, что эстафету брать особо не спешат и планку задрали мы высоковато. Что делать? Проводить конечно, но уже не с прошлым бюджетом и не с такими трудоресурсами. И тут нам еще предложил Андрей свет Простакишин принять участие в ХII межрегиональном туристическом фестивале "Кодар 2011". Кодар! Чара! БАМ! это те самые заветные слова в жизни любого джипера, первопроходимца, путешественника и просто авантюриста. Решено. Фестивалю внедорожному да джиперскому быть в Чаре! Средства на сувенирку нашлись, маршруты чумовые, природа суперская, доехать смогут только самые настоящие и продвинутые джиперы, а кто не доедет, тот сам виноват, что пропустил ТАКОЕ!!!
Подготовка проведена. Даты назначены и вот жду открытия фестиваля в гордом одиночестве. Конечно волновался за всех кто ехал на открытие, но поразили эстонцы. Они примчали первыми за 12 часов до торжественного митинга у музея в Новой Чаре.

На фестиваль эстонцы приехали интереснейшим маршрутом. Выехали из Таллинна 4 июня и проехав по РФ на Алтае через Таашанту выехали в Монголию, проехав тысячи километров и Гоби, они не смогли попасть в РФ через Чойболсан и Соловьевск и въехали через Кяхту на Улан-Удэ. Приехав в Усть-Баргузин, они хотели проехать по Баргузинской долине на 110-й км БАМа. Это суровый маршрут-преодоление, но пожарные их не пустили, так как серьезно опасались за их жизни. Ребята подождали пару дней, развернулись и поехали в Иркутск, а оттуда (заварив кузов и раму Ленд Роверу) через Северобайкальск приехали в Чару.
 

Еще к отрытию успел Дима из Казахстана, который тут же стал носить гордое имя Казах. На вопрос, что он делает в Чаре на абсолютно стандартном ММС Монтеро Спорт он ответил философски, что мол Новую Чару строили казахи из отряда КазахБАМСтрой и конечно он должен был приехать! Тем более, что это уже не первый его фестиваль.
Светлый человек! Практически в тайне от семьи, отдыхающей на Иссык-Куле укатил в сторону Байкала... Самое прикольное, что Дима покорил БАМ, что называется "в одну каску"! Ранее в таких авантюрах себя не замечал и как выяснилось сразу после открытия - навыков off-road-движения ни у машины ни у водителя нет. Однако, обучаемость на высоте и уже к базовому лагерю Дима владел базовой техникой управления стандартным внедорожником в тяжелых условиях. За что ему и респект не только от остальных тянитолкаев, но и от Анатолия (Russia Today).

Больше на открытие из дальноездов не успел никто, включая читинцев, т.е. организаторов. Были эстонцы, чарцы и Казах. 
Открытие проводили красиво. На нем были и речи и творческие номера, 

Продолжение далее...